Ст. 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Закон № 323-ФЗ) устанавливает приоритет интересов пациента при оказании ему помощи медицинского характера. В данной статье говорится о том, что работники в медицинской сфере обязаны:
- соблюдать моральные и этические нормы;
- уважительно и гуманно относиться к своим пациентам;
- обеспечивать надлежащий уход при оказании мед. помощи;
- по возможности соблюдать религиозные и культурные традиции пациентов;
- учитывать физическое состояние пациентов;
- обеспечивать комфортные условия пребывания граждан в медицинских учреждениях;
- рационально использовать время граждан при организации медицинской помощи;
- обеспечивать доступ родственников, возможность посещения (при условии соблюдения норм в области санитарии и гигиены).
Данные требования распространяются и на работников поликлиник. Но что делать, если положения закона не соблюдаются? Куда и как обратиться с жалобой на работу поликлиники в случае нарушения прав пациента, расскажем ниже.
Причины жалоб на поликлинику
Причины жалоб на поликлинику стандартны и обычно сводятся к следующим ситуациям:
- пациенту не была оказана надлежащая помощь;
- медицинская помощь была оказана несвоевременно;
- медработник был груб с пациентом;
- врач поставил неправильный диагноз, назначил неверное лечение;
- имела место халатность со стороны медицинского персонала;
- состояние здоровья пациента ухудшилось в результате действий (бездействия) врача;
- медперсонал потребовал дополнительной оплаты услуг, которая не была отражена в прейскуранте;
- была нарушена врачебная тайна;
- было назначено необоснованно дорогое лечение;
- врач отказался оказывать медицинскую помощь;
- в лечебном учреждении нарушены санитарные нормы.
Во всех этих, а также в ряде иных случаев, когда наблюдалось нарушение прав, пациент может написать жалобу на поликлинику.
Куда жаловаться на поликлинику?
Ответ на вопрос о том, куда подавать жалобу на поликлинику, зависит от того, кем именно было нарушено право пациента. Если такое нарушение было допущено со стороны младшего медицинского персонала, то необходимо обратиться непосредственно к руководству медицинского учреждения (например, подать жалобу заведующему или главврачу). Заведующему поликлиникой подается письменная жалоба, в которой подробно излагаются все факты нарушения прав гражданина.
Обратите внимание! Помните о том, что при подаче жалобы обязательно нужно оставить себе ее копию с отметкой о принятии. При отсутствии реакции вы сможете обратиться в вышестоящие инстанции, имея при этом подтверждение о том, что руководство мед. учреждения бездействует.
Если ваше обращение к руководству медицинского учреждения осталось без должного внимания, следует жаловаться в вышестоящие инстанции. В таком случае наряду с обжалованием действий младшего медперсонала может быть подана жалоба на заведующего медицинским учреждением.
Обращаться стоит в Министерство здравоохранения. В каждом регионе имеются отделения Минздрава (департаменты здравоохранения), а также общественные приемные, куда можно обратиться. Также можно подать жалобу через интернет. Сделать этом можно на сайте Минздрава, заполнив специальную форму. Электронные документы также можно направить по почте.
Как правило, жалобы в Минздрав подаются на обслуживание в поликлинике, когда качество услуг не устраивает пациента. В более серьезных случаях, когда был причинен ущерб здоровью, необходимо подавать обращение в прокуратуру.
В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека. Если в результате проведения прокурорской проверки будет выявлено, что были допущены нарушения закона, прокурор может передать дело в суд. Если при этом будет обнаружен состав преступления по УК РФ, то может быть возбуждено уголовное дело.
Еще одна возможность для обжалования - обращение в суд. В этом случае нужно будет составить исковое заявление. В целях судебной защиты можно обращаться с наиболее широким спектром вопросов: это может быть и жалоба на работу поликлиники, и требование возмещения морального вреда в случае, если медработники навредили вашему здоровью.
Обратите внимание! Направление жалобы в одно из перечисленных учреждений не лишает вас права направлять документы в другие инстанции. Иными словами, можно подавать обращения одновременно и в Минздрав, и в прокуратуру, и в суд.
Помимо всего прочего, можно направить жалобу в страховую компанию. Обычно это делается в тех случаях, когда имело место незаконное требование оплаты услуг, которые должны покрываться страховым полисом.
Оформление жалобы на работу медучреждения
Жалоба на работу медучреждения в любую из инстанций оформляется единообразно:
- в правом верхнем углу пишется полное наименование учреждения, в которое направляется жалоба;
- затем там же указываются полные инициалы заявителя, его почтовый адрес для получения ответа;
- далее излагается суть. Необходимо наиболее полно описать, что произошло, в чем вы видите нарушение, при возможности сослаться на нормы законов;
- жалоба подписывается заявителем, ставится дата;
- если имеются документы, подтверждающие факт нарушения, их копии следует приложить к обращению. В таком случае после даты и подписи перечисляются все приложения.
По такому образцу составляется жалоба на любое медицинское учреждение: на стоматологическую поликлинику, на районную, на женскую консультацию, на детскую поликлинику и т.п.
Обратите внимание! Если вы направляете жалобу и все документы по электронной почте, указанной на официальном сайте Минздрава, ответ в таком случае придет на электронный адрес, указанный в обращении.
Образец жалобы
Несмотря на то, что правила написания обращений в государственные органы стандартны, образцы жалоб в Минздрав, прокуратуру, суд несколько отличаются. Особенно внимательно следует отнестись к составлению искового заявления в суд. Для этого органа крайне важно последовательное и полное изложение всех обстоятельств дела. В таком случае увеличивается вероятность того, что решение будет принято в вашу пользу.
Чтобы не ошибиться при составлении жалобы или искового заявления, лучше обратиться за помощью к опытному специалисту. В нашей компании работают профессиональные юристы, которые помогут вам подготовить любую жалобу на поликлинику.