Калашников Валерий - Юрист по гражданскому праву
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Для разрешения спорных моментов между покупателем и продавцом Законом предусмотрена независимая экспертиза товара. Проведение экспертизы дает возможность выявить виновника неисправности с целью обменять его или вернуть затраты за покупку. Все вопросы о проведении экспертизы регулируются Законом «О защите прав потребителей».

Как провести экспертизу товара ненадлежащего качества

Продавец сотрудничает с организациями, которые имеют лицензию на проведение экспертных работ. Однако покупатель имеет право самостоятельно выбрать организацию, которая определит качество товара.

Куда можно обратиться:

  • Роспотребнадзор. Составляется претензия с целью проведения комплексной проверки компании продавца. В период проверки осуществляется передача товара на экспертизу. Если у продавца обнаружатся нарушения, то его ожидает наказание. Заявитель получает отчет по итогам проверки.
  • Экспертиза в частных лабораториях. Покупатель самостоятельно обращается и оплачивает услуги. Если подтвердится вина продавца, то покупатель, предъявив чек на затраты, может требовать возврат средств. Если продавец отказывается выполнять требования покупателя, то с результатом экспертизы можно обращаться в судебные органы.
  • Экспертиза, проводимая продавцом. В этом случае продавец выразил желание самостоятельно разобраться в ситуации и выявить виновника. Продавец обращается в специальные центры и по результатам проверки принимается решение.

Если продавец отказывается провести обмен неисправного товара и экспертизы, то покупатель имеет право самостоятельно обратиться в частную лабораторию. Лучшим вариантом будет обращение в Роспотребнадзор, так как отказ принять некачественный товар может означать незаконную торговлю и продажу несертифицированного товара.

Что делать, если товар неисправен

Покупатель имеет право на обмен купленного товара, его ремонта или возврата денежных средств в период действия гарантии. Это не зависит от сохранности чека на приобретенный товар, согласно п.5 ст.18 Закона.

Не на все товары действует гарантия. Она применяется только если товар технически сложный, а также на одежду, обувь, некоторые инструменты и аксессуары. Для остальных видов товара существует срок годности, в частности на продовольственные товары, бытовую химию.

Срок гарантии устанавливается производителем товара, но у продавца также есть права установить гарантийный период. Но стать меньшим, чем у производителя, он не может.

Обнаружив неисправность, покупатель имеет право:

  • произвести замену на подобный вид товара или другой с перерасчетом стоимости;
  • пересчитать его цену в меньшую сторону;
  • произвести бесплатный ремонт или потребовать возмещение расходов на ремонтные работы;
  • полностью вернуть стоимость товара.

Если у технически сложного товара неисправность обнаружена в течение 15 дней после приобретения, то покупатель имеет право, не обращаясь за ремонтом:

  • расторгнуть договор купли-продажи;
  • заменить на новый ;
  • вернуть потраченные средства.

Продавец, после обращения покупателя, может заняться проверкой неисправности самостоятельно и отправить его в лабораторию на экспертизу, согласно п.5. ст.18 Закона.

В присутствии покупателя проводится осмотр неисправного товара, проверяется наличие необходимой документации: условия купли-продажи, на какой срок установлена гарантия, чек.

В Законе присутствует понятие "проверка качества товара и его экспертиза". В чем заключается отличие?

Проверка качества происходит продавцом без привлечения посторонних людей. А экспертиза проводиться независимой организацией с последующей выдачей заключения.

Для чего нужна экспертиза покупателю

Если приобретенный товар имеет недостатки, а покупатель об этом не предупрежден или в прилагаемом описании отсутствуют оговорки об этом, то он имеет ненадлежащее качество.

Согласно Закону, к недостаткам относятся несоответствия:

  • требованию закона;
  • условию договоренности между сторонами;
  • требованиям к продукции;
  • цели покупки;
  • описанию товара.

Недостаток считается значительным, если:

  • его невозможно устранить;
  • появляется вновь, после исправления;
  • ремонт оценивается выше стоимости товара.

То есть товар с ненадлежащим качеством не может использоваться по назначению. К такой продукции автоматически относится товар, у которого истек срок годности или у него не определен срок службы.

Если недостатки образовались в связи с неправильной эксплуатацией, то продукт не относится к некачественным. Если речь об уцененном товаре, то должна быть указана ее причина. В этом случае покупатель имеет право требовать устранение тех недостатков, в связи с чем понижена цена, если они вновь появились после покупки. Возвратить такой товар невозможно.

Покупатель имеет право требовать проведение экспертизы товара ненадлежащего качества.

Порядок проведения экспертизы

Экспертиза проводится специализированными учреждениями, которые имеют лицензию на предоставляемые услуги. Если продукция технически не сложная, то предварительную проверку можно сделать в магазине.

Основные требования, которые предъявляются к экспертизе:

  • покупатель составляет заявление на проведение экспертных работ;
  • к товару прилагается чек, коробка и инструкция;
  • продавец, принимая товар, заполняет акт приемки в двух экземплярах. Один остается у покупателя;
  • проведение экспертиза возможно либо по желанию покупателя, либо продавца, у которого отсутствуют необходимое оборудование и знание;
  • покупатель имеет право на обращение за проверкой непосредственно к продавцу, либо торговому представителю.

Какие действия выполняет покупатель:

  1. Товар сдается согласно особенностям его приобретения. Все выданные гарантии, чеки передаются продавцу.
  2. Покупатель составляет заявление либо на обмен, либо на гарантийный ремонт. В документе подробно описывается претензия и высказываются пожелания получить качественный товар.
  3. Прилагается документ, удостоверяющий личность потребителя.

Затем наступает время проведения экспертизы, которая выполняется в следующей последовательности:

  1. Товар передается для экспертизы. При этом составляется акт приемки и передачи в двух экземплярах. Один вариант остается на руках покупателя и служит гарантом от мошенничества.
  2. Перед специалистом ставится задача, на какие моменты обращать внимание при проведении экспертизы. Подробно описываются все вопросы покупателя и продавца. Например, какой дефект у товара, какая причина его появления, можно ли его устранить и т.д.
  3. Первоначально специалист изучает характеристики товара. Оценивает внешний вид, технические данные, соответствует ли качество продукции к заявленным требованиям. В помощь специалисту выделяется ассистент, который все фиксирует документально. При этом могут присутствовать как покупатель, так и продавец. В случае необходимости, вместо них могут присутствовать представители.
  4. По результату экспертизы составляется акт, в котором фиксируются причины неисправности, несоответствие заявленным характеристикам, особенности отсутствия качества товара. Эксперт пишет, по чьей вине был испорчен товар - либо покупателем при неправильной эксплуатации, либо продукция сразу была с дефектом.

Если же причина не установлена, это тоже отражается в документе.

Сроки и стоимость проведения экспертизы

Сроки проведения экспертизы определяются Законом «О защите прав потребителей»:

  • Замена товара возможна в течение 20 дней с момента обращения и если отсутствует товар, на который можно обменять некачественную покупку, срок продляется до 30 дней. – ст.21 Закона.
  • Желание покупателя не обменивать товар, а вернуть деньги удовлетворяется в течение 10 дней. Если продавцом срок не выдержан, то покупателю выплачивается неустойка в размере 1% за каждый день от суммы покупки. – ст. 22.
  • Если недостатки устраняются ремонтными работами, то срок составляет не более 45 дней. – ст. 20.

Проведение экспертизы входит в установленные сроки. В течение определенного времени товар принимается, изучается, проводится экспертиза, деньги или товар возвращаются покупателю. Если сроки нарушаются, у потребителя есть право требовать неустойку.

Оплата услуги по проведении экспертизы оплачивает виновная сторона. Если покупатель сам обратился за проверкой, то платит он. Но в случае наличия доказательств вины продавца, покупатель имеет право требовать возмещение затраченных средств.

Цена за проведение проверки зависит от ее сложности, вида неисправности и других пожеланий заявителя. Работа оценивается примерно в 10% от стоимости товара. Поэтому требуется прикладывать к заявлению чек на приобретенный товар, иначе в расчет будет браться средняя цена на данный вид продукции.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
1
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону: