Право на охрану здоровья гарантировано ст. 41 Конституции Российской Федерации. Врачи любых медицинских организаций, оказывающих гражданам помощь, должны действовать профессионально. В муниципальных и государственных медицинских учреждениях предусмотрено бесплатное оказание услуг пациентам. Кроме того, граждане могут обратиться в платные клиники.
Какой бы хорошей ни была медицинская организация, между пациентом и врачом всегда может возникнуть конфликт.
Как правило, граждане жалуются на:
- хамство;
- незаконное требование денег;
- грубость;
- причинение вреда здоровью;
- сокрытие важной для пациента информации;
- некомпетентность врача.
Как правильно действовать в таких ситуациях, и к кому обращаться, расскажем в этом материале.
Как подать жалобу?
Если вы не удовлетворены работой врачей, то можете повлиять на ситуацию разными способами. Прежде всего можно поговорить с самим врачом и объяснить ему, что его действия являются неприемлемыми, озвучить свое намерение жаловаться в вышестоящие инстанции. Если попытка диалога не удастся, имеет смысл обратиться к руководству медицинского учреждения.
Жалоба на бездействие врача
Вы можете написать жалобу на врача поликлиники заведующему данным медицинским учреждением, заведующему соответствующим отделением больницы или главному врачу.
Жалоба на хамство врача
В жалобе необходимо как можно более подробно изложить все обстоятельства, которые привели к конфликтной ситуации с врачом. Если имеются подтверждения (например, копии документов, видеозаписи и т.п.), можно приложить их к обращению.
Обратите внимание! Подавать жалобу нужно обязательно в письменном виде. Устные обращения никак не фиксируется, а это значит, что вы можете не получить никакого ответа.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменные обращения граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней, после чего должен быть дан ответ по существу обращения.
Куда подать жалобу?
Если ваше обращение к начальству медицинского учреждения никак не повлияло на ситуацию, следует подать жалобу на врача в Министерство здравоохранения вашего региона (например, в Департамент здравоохранения г. Москвы - на врача московской поликлиники). Для этого можно обратиться в общественную приемную.
Также жалоба может быть направлена по почте (в таком случае обязательно нужно сохранить квитанцию, которая будет свидетельствовать о том, что вы отправили обращение).
В некоторых случаях можно написать жалобу в органы власти, используя электронную почту либо специальную форму на сайте. В таком случае обращению присваивается электронный номер, ответ приходит также в течение 30 дней, но в электронном формате.
Жалоба на главного врача
Жаловаться на главного врача в саму больницу не имеет смысла. Стоит сразу писать обращение в региональные органы власти.
Если жалоба в департамент (региональное министерство) здравоохранения не возымела эффекта, можно обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Порядок и сроки ответа на обращение такие же, как и в случае обращения в региональные министерства.
Обратите внимание! Если возникший спор связан с нарушением действующего законодательства, вы можете подать жалобу на действия врача в прокуратуру.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, поэтому в случае их нарушения прокуратура обязана отреагировать. Порядок подачи и сроки рассмотрения обращений в прокуратуре аналогичны тем, которые установлены для рассмотрения обычных жалоб.
В прокуратуру можно также направить жалобу на бездействие врача, если такое бездействие повлекло за собой нарушение прав пациента.
В исключительных случаях возможно обращение в полицию. Таким образом можно обжаловать действия/бездействие лечащего врача, в которых содержатся признаки уголовного преступления в соответствии с положениями УК РФ. Как правило, такие обращения связаны с вымогательством денег, угрозами врача по отношению к пациенту или его родственникам, умышленным причинением вреда здоровью, оскорблением чести и достоинства.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ сотрудник полиции обязан будет принять у вас заявление, зарегистрировать его, присвоив номер, а затем проверить факты, изложенные в документе. По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело.
Еще один способ обжалования действий врача – обращение в суд. В этом случае нужно будет составить исковое заявление. Содержание его аналогично жалобе, подаваемой главному врачу либо в Минздрав. Важно приложить к исковому заявлению все возможные доказательства, в том числе фото- и видеозаписи (при наличии), копии медицинских документов и т.п. В суд можно будет вызвать свидетелей, которые подтвердят ваши слова.
Жалоба в страховую компанию на врача
В некоторых случаях можно направить жалобу в страховую компанию. Как правило, такие обращения касаются незаконного требования оплаты услуг, которые должны быть бесплатными.
Еще одна служба, которая следит за соблюдением прав граждан в медицинской сфере, - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Написать жалобу в Росздравнадзор можно по любому поводу, в том числе и на главного врача медицинского учреждения.
Образец жалобы
Как правильно оформить жалобу:
- в правом верхнем углу – наименование учреждения, куда направляется обращение, инициалы заявителя и его адрес;
- по центру – изложение обстоятельств, которые послужили поводом для жалобы (как уже отмечалось, важно изложить эти обстоятельства как можно подробнее);
- в конце – дата и подпись заявителя, а также перечисление приложений (если есть).
Несмотря на то, что форма жалобы на действия врача свободная, при ее составлении можно допустить ошибки. Вот почему лучше обратиться к опытному специалисту, который поможет вам правильно составить обращение в любую инстанцию. Наши юристы готовы защитить ваши права.